Школа безопасного вождения АСпорт

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Колея, будь она неладна...

Сообщений 31 страница 60 из 67

31

где-то 70-80 шли.... если бы я знала, что за пригорочком дорожная служба забыла посыпать спуск, я бы снизила скорость до 30-40..... знал бы прикуп- жил бы с сочи)))
мы потом со штурманом долго прокручивали произошедшее, ошибки пилотирования не выявили....

0

32

Миледи написал(а):

где-то 70-80 шли....

Для колеи, да еще и ночью это быстро.

Недавно я поехал со знакомым, опробовать его машину на льду. Он был за рулем. Мы ехали со скоростью 30-35 км/ч. Попали в колею и нас развернуло тут же на 180.
Внимание! Система стабилизации находилась в рабочем состоянии!

Миледи написал(а):

ошибки пилотирования не выявили....

На 100% НЕ согласен!
Только ошибка пилотирования!

Продолжаю рассказ.
Поменялись мы местами - я сел за руль. И прокатил его по этой дорожке со скоростью 80-90 км/ч, постоянно выезжая и возвращаясь в колею. Машину ставило боком, но мы оставались в своей полосе.
Я указал на его ошибки в ПИЛОТИРОВАНИИ в колее, после чего мы опять поменялись местами и ситуация с разворотом больше не повторилась.

Я никогда не откажусь от своей точки зрения и не устану повторять, что не имеет никакого значения, за рулем чего и где вы двигаетесь.

0

33

Матвей написал(а):

Для колеи, да еще и ночью это быстро.

до этого момента дорога была аки автобан))) хотя согласна, нужно быть всегда ко всему готовым...

Матвей написал(а):

Только ошибка пилотирования!

тады какая? на будущее осознать... я уже ситуацию и вдоль, и поперек проворачивала ннннадцать раз....

0

34

Матвей написал(а):

Поменялись мы местами - я сел за руль. И прокатил его по этой дорожке со скоростью 80-90 км/ч, постоянно выезжая и возвращаясь в колею. Машину ставило боком, но мы оставались в своей полосе.

Можно я тоже тихонько пискну в поддержку Матвея? :)

Жене примерно в тех же словах объяснял ситуацию с Наваррой. "Помнишь, мы ехали вчера по заснеженной дороге и я активно перестраивался? Машину при этом мотало каждый раз при въезде в колею и при выезде из нее. И я ее постоянно "ловил", не давая развиться заносу. И, само собой, избегал потенциально опасных ситуаций, т.е. маневрировал аккуратно, не притираясь к другим авто. Ну вот, а чувак на тяжелом джипе полез на обгон в не самой безопасной ситуации (мог бы и подождать, пока встречка проедет, поток был не особо плотный), наехал на край колеи и не справился с заносом. Если отвлечься от ужаса ситуации, то технически все очень просто."

Матвей написал(а):

ошибки в ПИЛОТИРОВАНИИ в колее

Определенно. Кстати, по Ярославке люди валят 120 в такую погоду по колеям - и все нормально. Я не призываю ставить рекорды скорости, просто обращаю внимание на то, что "там была колея" или "машину внезапно занесло" - это не аргумент, а признак того, что пилот был не готов, переоценил свои  возможности (и/или возможности авто).

Матвей написал(а):

не устану повторять, что не имеет никакого значения, за рулем чего и где вы двигаетесь.

А здесь не согласен. Кмк управляемость авто и подготовка пилота идут рука об руку. Оба фактора важны.

+1

35

AlexBMW написал(а):

Можно я тоже тихонько пискну в поддержку Матвея?

не можно, а нужно, разбираем косяки

AlexBMW написал(а):

Помнишь, мы ехали вчера по заснеженной дороге и я активно перестраивался? Машину при этом мотало каждый раз при въезде в колею и при выезде из нее. И я ее постоянно "ловил", не давая развиться заносу. И, само собой, избегал потенциально опасных ситуаций, т.е. маневрировал аккуратно, не притираясь к другим авто.

у меня стоит широкая грязевая резина 12,5 дюйма (=32см), ее по определению мотает в колее даже на ровном сухом асфальте. именно поэтому езжу (особенно зимой) аккуратно и вразрез с колеей, во избежание выкидывания.  так что "ловить" автомобиль я уже наблатыкалась. но вот в той ситуации не справилась... то ли не готова была, расслабилась что ли....

AlexBMW написал(а):

Кмк управляемость авто и подготовка пилота идут рука об руку.

ну а управляемость... естественно , гораздо хуже, чем у легкового автомобиля. саш, ты сам рулил уазиком, немножко вкусил, с чем его едят. тогда он был в стандарте, а сейчас он лифтован на 7 см, что позволяет поставить колеса большего диаметра и увеличить клиренс таким образом, но с другой стороны, ухудшает управляемость и повышает кувыркучесть.
короче, я с этим зверем не справилась.... а он пострадал бочиной, но уберег хозяйку...

0

36

Миледи написал(а):

у меня стоит широкая грязевая резина 12,5 дюйма (=32см), ее по определению мотает в колее даже на ровном сухом асфальте.

Ксюш, а может все-таки резину другую для зимы? Ну или хотя бы держать 2 комплекта - один для дороги, второй - грязевой.

Миледи написал(а):

ее по определению мотает в колее

Имелось ввиду, что если у тебя проблемы с выездом и заездом в колею - т.е. ты по сути зависишь от колеи - то такая езда уже не безопасна. Мы с Матвеем писали не про "мотает в колее", а про сносы-заносы, возникающие при выезде из колеи.

Матвей написал(а):

И прокатил его по этой дорожке со скоростью 80-90 км/ч, постоянно выезжая и возвращаясь в колею. Машину ставило боком, но мы оставались в своей полосе.

0

37

AlexBMW написал(а):

Ксюш, а может все-таки резину другую для зимы? Ну или хотя бы держать 2 комплекта - один для дороги, второй - грязевой.

думала на эту тему. но поскольку привыкаешь к возможностям автомобиля и пользуешься ими всегда и везде, то , соответственно, ездишь и по асфальту, и по неасфальту в равной степени, а возить с собой прицеп со вторым комплектом колес и каждый раз переобуваться не комфортно, как ты понимаешь. уж сколько раз по неасфальту и пробки объезжали, и от гайцев полями и оврагами уходили....  ^^

AlexBMW написал(а):

Имелось ввиду, что если у тебя проблемы с выездом и заездом в колею - т.е. ты по сути зависишь от колеи - то такая езда уже не безопасна. Мы с Матвеем писали не про "мотает в колее", а про сносы-заносы, возникающие при выезде из колеи.

мотает в колее- это значит, ширина резины не позволяет ехать ровно в колее, машина постоянно пытается из нее выскочить то вправо, то влево. т.е. тот же самый выезд/заезд в колею = те же самые сносы/заносы

0

38

AlexBMW написал(а):

Ксюш, а может все-таки резину другую для зимы?

Я в целом с тобой согласна, но только она ж на Сусанин Трофи ехала. Тащить с собой без технички второй комплект резины мягко говоря неудобно. Другое дело, что скоростной режим был неправильный. Это - да...

0

39

Донна Анна написал(а):

Тащить с собой без технички второй комплект резины мягко говоря неудобно

эт точно....  и так весь багажник был забит запчастями и инстументарием.... потому как в поле ночью ни магазинов, ни сервисов не найдешь, надеяться можно только на себя, ну и хорошо, если по случайности кто-то мимо будет проезжать....

Донна Анна написал(а):

Другое дело, что скоростной режим был неправильный. Это - да...

хз..... в ноябре на чухлому ездили (север костромской области), и туда, и обратно вся колонная 100-110 шла.... доехали без эксцессов.....
вы вот по мкаду зимой с какой скоростью ездите?

Отредактировано Миледи (2012-03-02 09:28:09)

0

40

Я думаю имело смысл перенести это сюда.
Про колею, напишу про стандартные ошибки и вообще поведение авто в колее.
Хочу написать качественно, так что дайте время.

ЗЫ
Тут кстати есть, что почитать в начале.

0

41

Для того, чтобы автомобиль двигался ровно по прямой, нужны идеальные условия. А именно, абсолютно ровная и горизонтальная поверхность дорожного полотна, одинаково изношенные и накачанные шины, отсутствие каких-либо лишних сил, действующих на автомобиль, типа бокового ветра и т.п., абсолютная исправность подвески и рулевого управления, ну и так далее и тому подобное. Этот список может получиться очень длинным.

В реальности все эти условия соблюсти невозможно, поэтому, двигаясь на автомобиле даже, как кажется, по идеальной дороге, все равно приходится постоянно корректировать направление его движения, слегка покачивая рулем то в одну, то в другую стороны.

Что же происходит с автомобилем, а точнее с его колесами, когда он двигается в колее? Почему начинается «расколбас»?
К сожалению я не силен в физике, поэтому буду оперировать чисто практическими фактами и сведениями.

Так вот. Наверняка многие обращали внимание на то, как двигаются мотоциклисты. Пока он едет прямо – у него и руль прямо и сам он как бы перпендикулярен дороге. А когда он поворачивает, то наклоняется вместе с мотоциклом относительно той же дороги, а руль, как ни странно при этом остается, практически в прямом положении.

Все дело в том, что при контакте боковины колеса с дорогой, оно уже не может двигаться прямо, а начинает движение по дуге, т.е. поворачивает. Тот же самый эффект и на автомобиле в колее.

Другими словами, когда колесо, смещаясь относительно прямой, касается своей боковиной стенки желоба колеи, оно начинает поворачивать, при том что руль-то вы не поворачиваете!

И вот дальше, как раз и начинаются ошибки. А именно:
Что хочется сделать в этой ситуации рефлекторно? Да то же что и всегда – вернуть машину на начальную траекторию, то есть повернуть руль в противоположную смещению сторону. Но повернув руль на привычный для этой ситуации угол, можно и НЕ обнаружить никакой реакции. Машина вначале как бы сопротивляется маневру и все-таки норовит повернуть. Поэтому, опять же рефлекторно, можно повернуть руль на больший, чем необходимо, угол.

Да, вы добились, чего хотели. Колесо соскочило обратно в колею, но уже с избыточным углом поворота и устремилось к противоположному краю желоба. Надо заметить, что речь идет о смещениях колеса в пределах желоба, а его ширина, как правило, всего на несколько сантиметров больше ширины колеса.
Поэтому до противоположного края желоба колесо перемещается за доли секунды, и дальше ситуация повторяется заново, но уже с другой боковиной. Только при этом интенсивность происходящего усиливается, т.к. к этому краю вы приехали не на прямых колесах, а уже слегка повернутых.

И пошло-поехало – колбасить-расколбасить!

Что делать, когда начинает колбасить?

Не суетиться! Не дергать сразу рулем из стороны в сторону. Постараться удержать руль в положении прямо. Плавно снизить скорость – резкое торможение может привести к развороту.
И быть готовым к экстренным действиям по стабилизации, если все-таки машину выкинет из колеи и начнет развиваться занос.

Занос в колее – отдельная тема. Об этом в следующем номере.

+2

42

Матвей написал(а):

Но повернув руль на привычный для этой ситуации угол, можно и НЕ обнаружить никакой реакции. Машина вначале как бы сопротивляется маневру и все-таки норовит повернуть.

а можно подробнее, что в этот момент происходит с колесами и почему не обнаруживается привычная реакция машины на действия рулем?

0

43

Мне кажется подобное поведение колеса объясняется повышенным трением боковины колеса о борт колеи... подобное по сути явление получается когда одним колесом въезжаешь в кашу и машину как будто засасывает туда из за большей силы трения.

+1

44

Занос в колее.

Для того, чтобы разобраться от чего может возникнуть занос, при движении в колее, нужно вспомнить не только физику, но и геометрию, поскольку тут уже придется рассматривать не только работу одного колеса, а автомобиля в целом.

Самое главное, что нужно понимать, это то, что практически на 99,9% автомобилей передние колеса являются управляющими (направляющими), т.е. при повороте руля, именно передние колеса изменяют свое положение относительно продольной оси автомобиля и изменяют направление его движения. Задние же колеса никогда не поворачиваются и всегда катятся в направлении параллельном продольной оси. Даже если, на некоторых авто задняя ось подруливающая, то отклонение столь мало, что в данном случае мы не будем принимать его во внимание.

Поведение автомобилей, ровно как и причина возникновения заноса на автомобилях с разным типом привода, в данном случае может отличаться.

Для начала рассмотрим переднеприводный вариант.

Машинам с приводом на передние колеса свойственна недостаточная поворачиваемость. Другими словами, такой автомобиль, при наличии тяги на ведущих, т.е. на передних, колесах, будет пытаться ехать прямо, а не поворачивать. Задние колеса просто катятся сзади, все время стремясь оказаться в «колее» передних, т.е. катиться след в след за передними. Именно поэтому автомобили с передним приводом очень устойчивы на прямой.

Т.е. в нашем случае, пока такая машина движется в дорожной колее, ее вряд ли занесет. Занос может возникнуть при выезде из колеи. Что же происходит?

Как правило дело в следующем: чтобы выехать из колеи, приходиться поворачивать руль – это логично, ведь нужно изменить направление. Передние колеса, справляются с этой задачей легче, чем задние. И чем на больший угол они повернуты, тем быстрее они выскочат из колеи. А вот задние колеса, из-за слишком маленького угла «атаки» на бортик колеи, могут начать с него соскальзывать, стремясь вернуться обратно в колею.

Получается, что повернутые передние колеса, выскочив из колеи, уводят автомобиль в сторону, а задние остаются в колее – автомобиль начинает разворачивать поперек дороги. При чем происходит все довольно быстро!

А дальше сценарий может быть такой – водитель не успевает среагировать на развивающийся занос и машину разворачивает.
Или такой – водитель поворачивает руль в сторону заноса. При этом некоторое время автомобиль может так и двигаться боком, оставаясь задними колесами в колее. Затем, конечно же, неожиданно, задние колеса все таки выскакивают из колеи и стремятся быстрее пристроиться в след передних. И если этот момент прозевать, то есть оставить передние колеса повернутыми, то машина получает сильное вращение в противоположную сторону. Нужно быть готовым очень быстро вернуть руль в положение "прямо".

Рекомендации:
1. При выезде из колеи использовать минимально возможные углы поворота руля.
2. Не допускать больших углов заноса. Чем больше угол, тем больше «размах», тем сильнее ритмический занос.
3. Совершенствовать технику скоростного руления.

+5

45

Вариант заднеприводный.

Автомобили с приводом на задние колеса, напротив, обладают характерной избыточной поворачиваемостью.
То есть, при наличии тяги на ведущих-задних колесах, такой автомобиль все время стремится повернуть, отклониться от прямой. Особенно заметно это зимой, на скользком покрытии. Даже у современных, нафаршированных разными системами мерсов и бумеров, задняя ось при разгоне гуляет из стороны в сторону, стремясь уйти в занос.

Двигаться на заднеприводном автомобиле в колее тяжелее, т.к. разбалтывать у него может одновременно и переднюю и заднюю ось. Вот, собственно, это и может спровоцировать занос в колее.

Другими словами, при нажатии на газ, заднюю ось может начать разбалтывать, а затем выкинуть из колеи, тогда как передние колеса будут оставаться в ней. Ну а дальше, все опять таки будет зависеть от реакции и поведения водителя. Стандартное лекарство в этой ситуации - отпустить газ и стабилизировать автомобиль рулением.

Ну и конечно же помним, что хоть автомобиль и заднеприводный, но поворачивают, т.е. направляют, у него все равно передние колеса!

А значит, что ситуация вполне может развиваться и по переднеприводному сценарию.

Поэтому, к рекомендациям выше, можно добавить разве что аккуратную, дозированную работу педалью акселератора.

+4

46

Ну и конечно, долгожданный, полноприводный вариант.

И вот тут начинаются подводные камни.
Дело в том, что вариантов инженерного исполнения устройства полного привода на современных автомобилях, довольно много.

Основное деление идет на постоянный полный привод или подключаемый.

А дальше понеслось у разных марок и производителей по-разному:
- по-разному распределяется момент на переднюю и заднюю ось, например 40х60, 50х50, 60х40, а может и изменяться в процессе
- по-разному подключается: в ручную или автоматически
- разный тип привода по умолчанию, т.е. всегда передний, а подключаемый задний, или наоборот, всегда задний, подключаемый передний. И опять же все это может быть в различном соотношении передаваемого момента.

А в зависимости от всех этих условий, автомобиль может и вести себя по-разному – либо схоже с переднеприводным, либо схоже с заднеприводным.

Например, если у вас автомобиль с подключаемым передним приводом в соотношении 60х40, где 60% остается на ведущих-задних, а 40% отдается на подключаемые передние колеса, то скорее всего, ваш автомобиль будет обладать заднеприводными наклонностями в характере. Соответственно и поведение в колее будет, по одному из выше описанных вариантов. А их, по большому счету, всего-то два.

Поэтому и рекомендации будут те же самые.

Добавить можно только одно – полный привод любит «ровный» газ. Причем как постоянный, так и подключаемый. Я бы даже сказал, что подключаемый еще более капризен к работе с акселератором. Т.е. как и на заднем приводе, нужно очень аккуратно обращаться с педалью газа.

Да впрочем, это так же относится и к переднему приводу.

Вообще, чем грубее работа с органами управления, тем предсказуемость поведения автомобиля меньше.

+2

47

Матвей
Да уж... А способы борьбы со схемой 50х50 были затеряны вместе с чашей Грааля, потому что приоритета одного из приводов нет и, соответственно, вообще ничего не понятно  :crazyfun:

0

48

Донна Анна написал(а):

потому что приоритета одного из приводов нет и, соответственно, вообще ничего не понятно

:D
Да! Каждый, понимаешь, тянет одеяло в свою сторону - анархия просто какая-то!

0

49

Матвей написал(а):

Т.е. в нашем случае, пока такая машина движется в дорожной колее, ее вряд ли занесет. Занос может возникнуть при выезде из колеи. Что же происходит?

Матвей!
Анализ, имхо, очень хороший и продуманный. Поясни один вопрос, который, как мне кажется, не освещен: что необходимо делать в случае "разбалтывания" авто в колее. Имеется ввиду, что, например, ширина колеи немного меньше ширины колеи колес, тогда машина начинает то наезжать на край колеи, на бугорчик, то опять спускаться вниз, потом, двигаясь вперед и уже под углом к колее, по инерции заезжать на противоположный бугорчик, опять съезжать вниз. В какой-то момент времени амплитуда может начать увеличиваться. Получится то, что ты делаешь на скользкой площадке для раскачки автомобиля....
Как тогда быть?

0

50

AkoMsk написал(а):

Как тогда быть?

Андрей, спасибо!
Правильный вопрос!
Обычно, в таких случаях, я стараюсь сразу же выехать из колеи.
Еще раз, для уточнения.
Мы говорим о ситуации, когда машина не влезает в колею по ширине, и по этой причине ее начинает бросать (разбалтывать, колбасить).

Очевидно, что в этой ситуации, продолжать двигаться в колее опасно и не комфортно. Поэтому, берем, по-возможности, правее или левее и едем по ровной поверхности.

Про разбалтывание.
В этой ситуации, получатся, что полностью устранить разбалтывание не получится - можно только минимизировать.
А для этого лекарство уже было описано ВЫШЕ. Самая распространенная ошибка - это попытка погасить колебания поворотами руля в противоположную уводу сторону. Как правило, такие действия заканчиваются только усилением болтанки.
Наоборот, нужно минимизировать движения на руле - поворты должны быть скупыми, точными и короткими, и как бы стремиться совсем сойти на нет.

Еще надо крепче держать руль, т.к. при разбалтывании в колее, руль начинает поворачиваться из стороны в сторону по мимо воли водителя - этого допускать нельзя.

0

51

Матвей написал(а):

Еще надо крепче держать руль, т.к. при разбалтывании в колее, руль начинает поворачиваться из стороны в сторону по мимо воли водителя - этого допускать нельзя.

вот вот... а теперь попробуйте проехать в таком режиме 300-400 км ночью зимой на внедорожнике , который уже на скорости 90-100 на ровном сухом асфальте идет на взлет, как грузовой боинг... кто там спрашивал про физическую подготовку пилота в автоспорте?.....
что касается полного привода- у уазов, к примеру, задняя ось ведущая, зимой на больших широких колесах это сплошной дрифт даже при езде по прямой (может быть, особенности отечественного автомобилестроения?). при подключении передка машина идет ровнее, но все равно при сносах/заносах имеет характеристики, приближающиеся к заднему приводу...

Отредактировано Миледи (2012-03-12 11:52:17)

0

52

Миледи написал(а):

а теперь попробуйте проехать в таком режиме 300-400 км ночью зимой на внедорожнике , который уже на скорости 90-100 на ровном сухом асфальте идет на взлет, как грузовой боинг...

Да, это наверное тяжело, но согласись - это не может быть оправданием ДТП.
Устал, тяжело? - остановись отдохни лишний раз.

Миледи написал(а):

задняя ось ведущая, зимой на больших широких колесах это сплошной дрифт даже при езде по прямой (может быть, особенности отечественного автомобилестроения?)

Стандартное поведение заднего привода...

Миледи написал(а):

при подключении передка машина идет ровнее

Логично

Миледи написал(а):

но все равно при сносах/заносах имеет характеристики, приближающиеся к заднему приводу...

Вероятно, что большая часть момента, все равно отдается на заднюю ось.

+1

53

Матвей
А газ?

0

54

Матвей написал(а):

Даже у современных, нафаршированных разными системами мерсов и бумеров, задняя ось при разгоне гуляет из стороны в сторону, стремясь уйти в занос.

Матвей написал(а):

Стандартное поведение заднего привода...

хм ... ну и представления у вас, коллеги, о заднеприводных авто ... =))))

Отредактировано AlexBMW (2012-03-12 13:23:41)

0

55

AkoMsk написал(а):

Матвей
А газ?

Матвей написал(а):

полный привод любит «ровный» газ. Причем как постоянный, так и подключаемый. Я бы даже сказал, что подключаемый еще более капризен к работе с акселератором. Т.е. как и на заднем приводе, нужно очень аккуратно обращаться с педалью газа.

соглашусь на все 100. исключительно нежное, по миллиметру буквально дозированное обращение с газом, иначе автомобиль ускакивает как дурной горный козел в сторону ближайшей горной козы  :D

Матвей написал(а):

- это не может быть оправданием ДТП.

и не пыталась.  :no:  это к вопросу о физ подготовке.

0

56

AkoMsk написал(а):

А газ?

А что газ?
Стандартно - на переднем прибавляем, на заднем отпускаем, на полном ровный. Но это стандартно. А ситуация-то может быть любая - от экстренного торможения, до динамичного разгона. Поэтому, то что надо делать с газом или тормозом, нас должно интересовать в меньшей степени.

0

57

AlexBMW написал(а):

ну и представления у вас, коллеги, о заднеприводных авто ... =))))

А что не так с моим представлением?

0

58

Матвей написал(а):

А что не так с моим представлением?

Скажем так, доля правды в них есть. Но рассуждения про "гуляющие задние оси" - это явная гипербола. Что-то вроде медведей, гуляющих по Красной площади :)
На самом деле не так все ужасно и задний привод тоже вполне себе неплохо зимой ездит. И трогается на скользкой поверхности значительно веселее многих переднеприводных авто.

Миледи написал(а):

зимой на больших широких колесах это сплошной дрифт даже при езде по прямой (может быть, особенности отечественного автомобилестроения?)

Все же имхо здесь больше от отечественного автомобилестроения, чем от заднего привода, как такового.

0

59

AlexBMW написал(а):

На самом деле не так все ужасно и задний привод тоже вполне себе неплохо зимой ездит. И трогается на скользкой поверхности значительно веселее многих переднеприводных авто.

Это дело опыта и привычек, имхо. Я хоть и начинала ездить зимой на заднеприводном автомобиле, но сейчас, после 2,5 лет на переднем приводе, боюсь заднеприводный автомобиль под моим управлением будет именно гулять из стороны в сторону  :flirt:

0

60

Миледи написал(а):

это к вопросу о физ подготовке.

На самом деле я бы сказала, что это скорее к вопросу о планировании. Можно, конечно, уповать на физическую подготовку и всякое такое, но на самом деле лучше просто закладываться на то, что ночью зимой едется по определению много хуже, чем днём. И мучительнее. Поэтому лучше, например, стараться по максимуму использовать световой день. Если встать пораньше, то стопроцентно меньше времени потратишь на дорогу, нежели совершая героический подвиг, продираясь через ночные колдыбушки. Плюс не надо пренебрегать сменным водителем и т.д... На самом деле те же самые дальнобойщики следуют определённым правилам, которые позволяют им минимизировать риски. Существуют определённые графики движения и остановок для комфортного движения на дальние расстояния. Я стараюсь им следовать, когда еду далеко. Это, кстати, очень интересная тема!

Героизм - это хорошо. Но, как гласит народная мудрость, нормальные герои всегда идут в обход. Если есть возможность хоть как-то улучшить своё положение - значит, лучше его улучшить, даже если в результате это уже не очень будет похоже на подвиг ;)

+1