Школа безопасного вождения АСпорт

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Школа безопасного вождения АСпорт » Ралли » Кто такой штурман и с чем его едят?


Кто такой штурман и с чем его едят?

Сообщений 1 страница 30 из 90

1

Думаю, пора внести ясности в этот вопрос, потому как перечень обязанностей заявленного в теме существа явно сильно шире, чем может показаться среднестатистическому... да что уж там обезличивать... да хоть бы и чем лично мне может показаться!  :blush:  :D .

Чисто поржать... За мою недолгую жизнь чем-то штурманоподобным мне доводилось быть только в быту, и самый яркий пример, который мне в этом качестве запомнился - это когда я, сидючи вторым номером позади водителя мотоцикла, и уцепившись за него ногами (чтобы освободить руки для карты) орала сквозь нерадиофицированный шлем (и свой, и водителя) что-то вроде "На следующем повороте направо... Сейчас направо... Направо! Направо!! Поворачивай! Куда едешь?!... Раскудри твою налево через карамысло!..." Видимо, на самом деле это не совсем то  :D.

Ваш выход, сэры...

0

2

Штурман - тот кто отвечает за управление, Прокладывание курса, Навигацию.

В автоспорте, штурман это второй пилот (2-й водитель) в экипаже. Как правило - это ралли (рейды, марафоны).

Для штурмана гонка начинается задолго до старта. Его задача узнать и просчитать по минутам дорогу до места проведения соревнования с учетом всех особенностей местности, страны, погоды, расписания паромов и т.д. и т.п.

В самой гонке, штурман управляет автомобилем. Да да! Я не ошибся.
Только делает он это своим ГОЛОСОМ. Ну собственно, его задача подавать четкие и своевременные команды 1-му пилоту.
В классическом ралли эти команды записываются последовательно в штурманскую тетрадь на прописи (ознакомлении с трассой) под диктовку 1-го пилота и называется это СТЕНОГРАММОЙ.

Есть еще очень много особенностей, тонкостей и нюансов. Поэтому задавайте вопросы, так будет проще.

0

3

Матвей Козлов
Вопрос из зала.
Зачем нужен терратрип, требующие ковыряния в автомобиле, если есть навигаторы, способные, пусть с точность в десятки метров, но рассчитывать расстояние, пройденное автомобилем?

0

4

Матвей Козлов
AkoMsk
Угу... и в догонку ещё вопрос из зала - что такое "терратип" и как оно действует?

0

5

Донна Анна написал(а):

что такое "терратип" и как оно действует?

Это прибор типа одометра, только точнее - меряет пройденное расстояние с точностью до метра (нескольких метров).
У него есть встроенные часы с секундомером. Исходя из данных времени и показаний датчиков он может считать скорость фактическую и среднюю, например.
Там много функций для работы со временем и расстоянием, а это нужно для того, чтобы штурману не приходилось возить с собой калькулятор  8-)

AkoMsk написал(а):

Зачем нужен терратрип, требующие ковыряния в автомобиле, если есть навигаторы, способные, пусть с точность в десятки метров, но рассчитывать расстояние, пройденное автомобилем?

Ну во-первых, когда борьба идет за сотые доли секунд, такая точность не подходит.
Во-вторых навигаторы не всегда четко фиксируют полную остановку и стоянку автомобиля, продолжая считать скорость, расстояние и время в движении, хотя авто не двигается.
в-третьих, у навигаторов есть нехорошая зависимость от спутников.
Терратрип и иже с ними, обладает точностью до метра, считает все что нужно сам, достаточно прост, а значит надежен (хотя бы с точки зрения ПО), может брать показания с 2-3 датчиков одновременно - это страховка на случай обрыва провода или выхода из строя одного из датчиков.
Ну и просто это прибор узкой направленности, "заточенный" под конкретные цели, а значит более удобен, не требует перепрограммирования или адаптации.

Хотя и навигаторы тоже используются, например в Р3К и ралли-марафонах.

0

6

Матвей Козлов написал(а):

может брать показания с 2-3 датчиков одновременно

Матвей, а датчиков-то каких? Выход ведь из коробки один....

0

7

AkoMsk написал(а):

Матвей, а датчиков-то каких? Выход ведь из коробки один....

Терратрип может брать данные как от штатного одометра, так и от отдельно устанавливаемого на колесе магнитного датчика.
Обычно одометр не трогают, оставляют его работать самому по себе, а на два, предпочтительно не ведущих, колеса (задние на переднем приводе) устанавливают датчики.

0

8

Матвей Козлов
А блокировка пустых задних колес на торможении, повороты с ручником соответственно точность работы терратрипа сводят на нет... Вот на ВРЦ есть терратрипы или нет?

0

9

AkoMsk написал(а):

А блокировка пустых задних колес на торможении, повороты с ручником соответственно точность работы терратрипа сводят на нет...

Конечно, точность от этого снижается, но снижение точности от пробуксовки ведущих колес больше.
Да и потом, высокая точность в основном нужна на прописи, а там автомобиль движется в спокойном дорожном режиме безо всяких там изысков.
В боевом режиме, т.е. при движении по СУ от терратрипа чаще всего требуется секундомер (на его точность характер движения не влияет) и короткое расстояние между двумя последовательно расположенными точками в стенограмме, которое постоянно сбрасывают на "0". Например вот такая запись: Р3 120 L5 80 L2 ...
Читается так: "Правый три 120 левый пять 80 левый два", где 120 и 80 расстояние (длинна прямой) между поворотами в метрах.
Если у пилота есть табло на котором это расстояние высвечивается и он им пользуется, то задача штурмана каждый раз сбрасывать показания на "0". При этом уже высокой точности не требуется.

AkoMsk написал(а):

Вот на ВРЦ есть терратрипы или нет?

В WRC применяются более точные и дорогие приборы с большим количеством функций (возможностей).
Есть, например, такой прибор как "коральба".

0

10

Матвей Козлов написал(а):

В классическом ралли эти команды записываются последовательно в штурманскую тетрадь на прописи (ознакомлении с трассой) под диктовку 1-го пилота и называется это СТЕНОГРАММОЙ.

А в "неклассическом"? И, кстати, "неклассическое" - это какое?

0

11

Матвей Козлов

Матвей Козлов написал(а):

Р3 120 L5 80 L2

1. Это Рэ русское или Пи английское?
2. L, как я полагаю, лефт - левый, а вот эта неизвестная букоффка - правый?
3. А зачем диктовать пилоту дистанцию, да еще и такую маленькую: ведь он уже просматривает вход в поворот глазами. Да и в РБР он по-моему не диктует малые дистанции...
4. А цифирька при букоффке передача или все-таки крутизна поворота, или у всех по-разному?

+1

12

Донна Анна написал(а):

А в "неклассическом"? И, кстати, "неклассическое" - это какое?

Классическое ралли - это ралли 1-ой категории, ну например всем известное WRC.
Не классическое - это все остальное: ралли 2-й и 3-й категории (Р2К и Р3К), ралли-рейд, ралли-марафон. В этих дисциплинах отсутствует ознакомление с трассой, т.е. в задачу экипажа входит не только быстрее всех доехать до финиша (кроме Р2К и Р3К), но и не потеряться на незнакомой местности.
Р2К - это вообще что-то вроде автопробега или организованной автотуристической поездки.
Р3К - это соревнования на регулярность движения, но в нем отсутствуют допы, где решающим фактором является скорость движения (ну пожалуй кроме слаломов).
Есть еще ралли-спринт - как правило это коротенький доп со смешанным покрытием, где допускается общий старт и не требуется 2-й пилот (штурман).

AkoMsk написал(а):

1. Это Рэ русское или Пи английское?

Это Пи латинское. Считается, что русские Л и П плохо читаются, т.е. в гонке можно перепутать и вместо "Лево", ляпнуть "Право". Латинские же P и L не перепутаешь.

AkoMsk написал(а):

3. А зачем диктовать пилоту дистанцию, да еще и такую маленькую: ведь он уже просматривает вход в поворот глазами.

Расстояние, как правило, диктуется заранее, так чтобы пилот знал, что его ждет ЗА поворотом и в соответствии с этим выбирал скорость и траекторию.
Например: L7 50 P2.
По "обратной" стенограмме "левый 7" это достаточно быстрый поворот, а "двойка" - медленный. Пилоту все таки полезно знать, что у него есть всего 50 метров, чтобы конкретно осадить машину перед следующим поворотом.

AkoMsk написал(а):

4. А цифирька при букоффке передача или все-таки крутизна поворота, или у всех по-разному?

У всех по-разному.
Бывает стенограмма прямая: 0 - почти прямо, 9 - очень круто, бывает обратная: 9 - прямой, 1 - крутой.
Иногда обратную стенограмму подгоняют под передачи, т.е. 1 - это первая передача, соответственно поворот медленный.
А вообще стенограммы постоянно эволюционируют и видоизменяются. Самое главное, чтобы пилот, когда слышит определенный код, четко себе представлял, что его ждет и соответственно что надо делать, но при этом код должен быть минимально коротким, чтобы в конце кода не забыть его начало.
Если не понятно выразился, спрашивайте, распишу подробнее.

+1

13

Матвей Козлов написал(а):

ралли-рейд, ралли-марафон

Вот про это поподробнее бы тоже...

0

14

Матвей Козлов

Матвей Козлов написал(а):

Это Пи латинское. Считается, что русские Л и П плохо читаются, т.е. в гонке можно перепутать и вместо "Лево", ляпнуть "Право". Латинские же P и L не перепутаешь.

О! А я так и не подумал совсем! Мог бы и догадаться....

0

15

Донна Анна написал(а):

Вот про это поподробнее бы тоже...

Ну самый известный Ралли-марафон - это Париж-Дакар и теперь Шелковый Путь.
Ралли-марафон - общая дистанция не менее 10 000 км, при этом по времени гонка не может быть больше 31 дня. Общая дистанция одного дня не регламентируется.
Есть старт и финиш и еще много контрольных пунктов, которые нельзя пропускать, ну и желательно приехать в них быстрее всех. Перед стартом экипажу выдается Дорожная книга, где прописан маршрут движения в подробностях, но как бы это сказать, не всегда однозначно. Задача экипажа разгадать все ребусы, найти дорогу и приехать первым.
Ралли-рейды - это тоже самое, только покороче. Общая дистанция соревнования должна быть не менее 800 км, а протяженность кождого СУ не более 500 км.

+1

16

Матвей Козлов
О. Мерси. Доходчиво.

0

17

Матвей Козлов
Oxy
1. Так какая система записи стенограммы применяется в АСпорте, если не секрет?
2. А как ты, Оксана, не путаешься в стенограмме, ведь стенограмма стенограммой, а ее же надо к дороге привязывать. Где-то говорилось о приметных местах, но ведь невозможно запомнить 100 км стенограммы с точностью хотя бы в километр.

0

18

AkoMsk написал(а):

А как ты, Оксана, не путаешься в стенограмме

как это не путаюсь, путаюсь, еще как! если штурман запутался в стенограмме, есть волшебное слово - он говорит пилоту "глазами!!".
что касается длины, то в клубном ралли спецучастки не такие длинные. есть приметные места типа моста, выезда в поле, или крутого поворота. это помогает "найтись"

0

19

Oxy
Оксан, тебе повезло, что Матвей у нас спокойный товарищ, сказала бы такое ДжиДжи Галли, он бы по шлему буцкнул наверняка. Где-то в недрах ЮТуба был такой фильмик, жаль я его найти не могу.
А вот по первому моему вопросу какая-то тишина странная. А правильно я всегда говорил, что штатные аспортсмены (Матвей, Макс и, конечно, АГ) скрывают от нас - аспортсменов в душе - самое интересное. Э-эх!  :sceptic:

0

20

я молчу, чтобы не напутать чего) ща, метры подтянутся.

0

21

Oxy
Да, кстати, а где эта старая перечница скрывается? Наверное, после этого

Матвей написал(а):

Да ладно!
Кинь ссылочку, хоть почитать, потешить свою гордость :)

нас бросит, будет в гоночной тусе тусить   :playful:
А я так и не узнаю, есть ли в стенограмме что-нибудь такое же эротичное, как и "ку-ку".  :dontknow: Так и покину этот бренный мир темным и непросвещенным....

0

22

трудится в поте лица

0

23

AkoMsk написал(а):

Так какая система записи стенограммы применяется в АСпорте, если не секрет?

Система довольно проста: штурман берет тетрадку и карандаш и внимательно слушает пилота, а тот едет по дороге, и что видит, то и говорит. Ну и штурман все это записывает разными значками типа L, P или qq, а если на какое-то слово пилота значка не подобрать, то так и пишет дословно.
Например: 100  L3  200 P8 x L8q  200 V 50 Тормози нахрен! Убьемся! P2q ...

PS
Тут еще не хватает чего-нибудь типа "ровно" или "чуть-правее", но к сожалению, я не знаю как здесь эти значки изобразить.

0

24

Матвей Козлов

Матвей Козлов написал(а):

Например: 100  L3  200 P8 x L8q  200 V 50 Тормози нахрен! Убьемся! P2q

L3 или Р8 я могу понять, так как ты это объяснял, но что такое:
1. х
2. V
3. q
пока мне не понятно. Могу предположить, что q - длинный поворот, х - в этой стенограмме аналог фразе "правый восемь НА левый восемь затяжной", V - что-то, связанное со скоростью. Все лишь мое предположение.
4. "ровно" относится к состоянию покрытия или к чему-то другому?
5. "тормози нахрен! Убьемся!" что-то паническое, явно недостойное уважающего себя аспортсмена, одним словом фи! это же ралли, там все мчат, а "не тошнят с помидорами на дачу" (не знаю, как поставить значок копирайта).
Жду ответа, как соловей лета!
С пламенным революционным приветом Ваш AkoMsk

0

25

"х" - на. Используется для описания связки поворотов, между которыми машина не успевает стабилизироваться. Получается, что-то вроде темповой змейки. На втором видео из Бологое именно эта ситуация.

"V" - подброс. Трамплин или яма, после прохождения которого происходит частичное или кратковременное вывешивание, но без отрыва колес.

"q" и "qq" - длинный и очень длинный

левее, чуть левее, ровно, чуть правее и правее - это описание способа проезда трамплина, когда за ним не видно дороги дальше. Т.е. в каком месте полотна дороги по ее ширине проезжать по трамплину.

0

26

матвей козлов
непонял в каком смысле на? а в тексте стенаграмы эт как будет читаца? и непонял зачем оно нада
и что такое вывешивание но без отрыва калес. што куда вывешиваеца?

0

27

черный дембель написал(а):

непонял в каком смысле на?

"х" - на. Используется для описания связки поворотов, между которыми машина не успевает стабилизироваться. Получается, что-то вроде темповой змейки. На втором видео из Бологое именно эта ситуация.

черный дембель написал(а):

а в тексте стенаграмы эт как будет читаца?

Так и читается, например: Левый пять на правый шесть...

черный дембель написал(а):

и непонял зачем оно нада
и что такое вывешивание но без отрыва калес. што куда вывешиваеца?

Вывешивание - это когда машину подбрасывает на трамплине или яме (бугре, колдобине и т.п.), и хотя колеса при этом от земли не отрываются, подвеска может разжиматься до предельного значения, ну и сцепление с дорогой в этот момент очень мало. Вывесить может как весь автомобиль, так и частично, т.е. левую или правую сторону.
Это явление не имеет пользы, скорее наоборот. Поэтому в стенограмме это место указывают, дабы пилот был к нему готов и выбрал оптимальную траекторию.
В альбоме есть фотка с подбросом и вывешиванием.

0

28

матвей козлов
а че плохово када подвеска до придельново значения разжимаеца? калеса то всеравно на земле остаюца. почему тада сципление может теряца?

+1

29

черный дембель написал(а):

калеса то всеравно на земле остаюца. почему тада сципление может теряца?

Потому что, уважаемый черный дембель, сила трения зависит от силы с которой тело давит на поверхность на которой оно находится. Чем сильнее давит, тем лучше цепляется.
Когда же подвеска находится в вывешенном состоянии, это значит что машина практически не прижимает колесо к дороге, или прижимает, но с гораздо меньшим усилием, чем когда она в рабочем состоянии или тем более в сжатом.

0

30

Матвей Козлов
Вот, кстати, давно уже хотела тут поплакаться на этот счёт на предмет езды на Буцефале. Я ж скачу как козёл аки трепетная лань, и вот в этом вот самом вывешенном состоянии руль у меня теряется на раз-два. И что с этим делать - не понятно.

0


Вы здесь » Школа безопасного вождения АСпорт » Ралли » Кто такой штурман и с чем его едят?