Думаю, что вполне логично, если этот вопрос будет обитать здесь...
Мой ответ.
Сначала немного похвастаюсь - по образованию я ГСМщик, т.е. типа спец по горюче-смазочным материалам как раз.
И вопрос этот мне тоже как-то не дает покоя.
Кроме знаний, полученных в этой области во время учебы, я продолжаю интересоваться этим вопросом до сих пор. И к великому сожалению, так и не нашел однозначного ответа.
Самая лучшая версия, на мой взгляд, такая: в мотор надо лить то масло, которое рекомендовано производителем данного мотора.
Оговорюсь.
Это при условии, что мотор этот никак не переделывался, не дорабатывался, не тюнинговался, не перепрошивался и т.п. Т.е. в штатный мотор льем штатное масло, ибо они друг под друга заточены.
Заливая масло с другими характеристиками, можно нарушить тот балланс, равновесие системы, что было заложено при конструктурировании и изготовлении мотора. Последствия могут быть различными: изменение динамических характеристик, изменение расхода масла и топлива, изменение температурного режима, изменение моторесурса и т.д.
В большую или меньшую сторону?
А это неважно. Как показывает статистика и исследования в этой области, улучшая одну характеристику, ухудшаешь другую.
Другое дело спортивные моторы.
У них век короткий. 2-3 гонки, максимум сезон.
Для них и масло специальное, и как правило дорогое. А дело все в дорогостоящих присадках, которые призваны делать спортивное масло более устойчивым к экстремальным режимам работы двигателя - высокие обороты, большие нагрузки, повышенная температура и пр.
Но и меняют масло в автоспорте после каждой гонки или тренировки, т.к. оно быстро теряет свои свойства.
Я в Каддик лью Castrol 5W40 вот уже 6-й год. Нареканий по мотору нет. А если б и были, то еще не факт, что виновато масло.
Для того, чтобы сравнить несколько масел, надо экплуатировать несколько одинаковых автомобилей в абсолютно одинаковых условиях несколько лет.
Поэтому я предпочитаю не экперементировать, и пользоваться рекомендацией производителя.
Разве что, менять можно почаще, нежели рекомендует межсервисный интервал.